Обзор выявленных Федеральным казначейством и его территориальными органами недостатков и нарушений положений бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Федерального закона № 44-ФЗ, иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и условий государственных (муниципальных) контрактов (далее — контракты):
получателями средств бюджетов субъектов РФ за счет средств иного межбюджетного трансферта оплачены первичные учетные документы, содержащие фактически не выполненные объемы работ и не поставленные строительные материалы, что нарушает пункт 3 части 1 статьи 162 БК РФ, пункт 2 части 1 статьи 94 №44-ФЗ;
не осуществлен контроль за: перечислением в доход бюджета возвратных сумм; соблюдением получателями обязательства по использованию проектной документации, разработанной с использованием экономической эффективной проектной документации повторного использования (типовой проектной документации), что нарушает пункт 4 статьи 154 и подпункт 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ;
Получателями средств бюджетов субъектов РФ и учреждениями не отражены в бухгалтерском учете суммы неустоек, выставленных за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров), что нарушает пункт 2 статьи 264.1 БК РФ, статьи 9, 13 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктов 17, 35, 36, 43, 65 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»;
получателями средств бюджетов субъектов РФ приняты к учету первичные учетные документы, содержащие недостоверные данные (например, по акту приема-передачи выполненных работ произведена приемка результатов работ, которые не соответствуют условиям заключенного государственного контракта);
заказчиками допущено несоблюдение требования о применении мер ответственности в случае нарушения подрядчиком условий государственного контракта, выразившееся в не предъявлении и не начислении подрядчикам неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств по государственным контрактам, что нарушает части 6, 7 статьи 34, пункт 3 части 1 статьи 94 №44-ФЗ;
Заказчиками произведена оплата выполненных работ, оказанных услуг, поставленного оборудования и материалов по государственным контрактам (контрактам) с нарушением установленного срока от 1 до 102 календарных дней, что нарушает пункта1 статьи 72 БК РФ, пункта 1 части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 94, части 6.1 статьи 110.2 №44-ФЗ;
Заказчиками осуществлена приемка выполненных работ, оказанных услуг, поставленного оборудования и материалов, не соответствующих условиям контрактов (например, год выпуска поставленного оборудования не соответствует условиям контракта (фактически поставлено оборудование 2021 года выпуска, вместо заявленного 2022 года), что нарушает пункт 1 части 1 статьи 94 №44-ФЗ;
Заказчиками заключены дополнительные соглашения к государственным контрактам (контрактам) в части изменения их существенных условий (например: продление сроков работ, при отсутствии предоставленного от подрядчиков обеспечения исполнения контрактов (банковских гарантий); изменение порядка оплаты выполненных работ в части внесения условия о выплате аванса), что нарушает пункт 1 статьи 72 БК РФ, части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 №44-ФЗ;
заказчиками при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) использовалась информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная от потенциальных поставщиков, не осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, либо информация о ценах товаров, работ, услуг с несопоставимыми с условиями планируемой закупки коммерческими и (или) финансовыми условиями поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, что нарушает части 3, 5 статьи 22 №44-ФЗ;
Определение и обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен осуществлено заказчиками на основании только коммерческих предложений, при этом не применены все комплексы мер, предусмотренные законодательством о контрактной системе, что привело к завышению НМЦК, что нарушает ст 22 №44-ФЗ и пункт 9 Порядка определения НМЦК утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 мая 2020 г. № 450н;
заказчиками осуществлена приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию бюджетных средств, что нарушает п.1 ч.1 ст. 94 №44-ФЗ;
определение и обоснование НМЦК с применением проектно-сметного метода произведено без учета методик и нормативов (государственных элементных сметных норм) строительных работ и специальных строительных работ (например, при осуществлении закупки на строительство объекта НМЦК определена с применением неверно рассчитанных индексов прогнозной инфляции на 2021 и 2022 годы, и без учета индексов фактической инфляции и коэффициента инфляции, что привело к занижению размера НМЦК), что нарушает часть 9.2 статьи 22 №44-ФЗ, части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ.
заказчиком допущены факты искусственного разделения закупаемых товаров (работ, услуг), направленных на достижение единой хозяйственной цели (удовлетворение единой нужды заказчика), на группу однородных (идентичных) закупок, осуществленных у единственного поставщика, сумма по каждой из которых не превышает ограничения, предусмотренного частью 4 статьи 93 №44-ФЗ (600,0 тысяч рублей);
Заказчиком при исполнении государственных контрактов оформлены (подписаны) документы о приемке выполненных работ в отсутствие банковской гарантии на обеспечение исполнения гарантийных обязательств по заключенному государственному контракту, что нарушает ч.7.1 ст. 94 №44-ФЗ;
Заказчиками нарушены порядок и сроки приемки результатов выполненных работ по строительству объекта (например, извещение об окончании строительства объекта направлено заказчиком в инспекцию по государственному архитектурно-строительному надзору ранее фактического срока окончания и приемки работ по строительству, оформления акта приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11), что нарушает ч.7 ст.94 №44-ФЗ.
Заказчиками при исполнении государственных контрактов не направлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отдельная информация, определенная порядком ведения реестра контрактов (например, сметная документация (раздел 11 проектной документации), являющаяся неотъемлемой частью контракта).
С письмо Казначейства России от 05.06.2024 № 07-04-05/21-15423 можно ознакомиться по ссылке: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_479033/