Госзаказчикам могут предоставить дополнительные основания для расторжения госконтракта, заключенного по результатам закупки, проведенной в виде конкурса, следует из проекта поправок (№ 504954-8) к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ), внесенного на рассмотрение Госдумы РФ рядом депутатов.
«При проведении конкурсов заказчик для выявления лучшего предложения среди участников в извещении устанавливает критерии оценки заявок, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — При этом в силу норм 44-ФЗ если заказчик после подведения итогов конкурса или на стадии исполнения контракта выявит, что, например, участник закупки предоставил недостоверную информацию о наличии у него опыта исполнения аналогичных объекту закупки работ, что было критерием оценки, то отказаться от заключения контракта с таким участником и (или) расторгнуть контракт заказчик не вправе».
Также в записке отмечается, что у заказчиков имеется ограниченное время для реальной проверки информации (включая гражданско-правовые договоры об исполнении аналогичных работ), представляемой участниками закупки в составе заявки на участие в закупке. В результате, по данным авторов законопроекта, встречаются случаи, когда заказчики заключают контракты с поставщиками, предоставившими недостоверную информацию о своем опыте исполнения соответствующих работ или о поставляемом товаре.
Для решения этой проблемы предлагается дополнить 44-ФЗ положениями, согласно которым заказчики смогут отказывать в заключении контракта с победителем в любой момент до заключения контракта, если обнаружат, что участник закупки указал в документах, прилагаемых к заявке на участие в закупке, недостоверную информацию по любому из критериев оценки его заявки. Также госзаказчики смогут в одностороннем расторгать контракты на стадии исполнения при выявлении фактов предоставления недостоверной информации в документах заявки, в том числе предоставленных для ее оценки по тем или иным критериям.
В настоящее время госзаказчики проводят конкурентные закупки тремя способами — в виде аукциона, запроса котировок и конкурса. По данным Минфина РФ, в настоящее время на конкурсы приходится немногим менее 3% от общего числа закупок, проводимых госзаказчиками конкурентных закупок — 48 тыс. конкурсов за 9 месяцев текущего года. Однако в стоимостном выражении доля конкурсов значительно больше — 40% (3 трлн рублей).