Для госкомпаний могут ввести обязательное авансирование по договорам с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) в размере 30% от начальной (максимальной) цены договора. Такое поручение по результатам совещания в правительстве РФ дано Минфину РФ, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России и «Корпорации МСП» (занимается, в частности, мониторингом закупок крупнейших госкомпаний у малого бизнеса), сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый положениями поручения.
Соответствующее предложение, если оно является целесообразным, ведомства и корпорация должны направить в правительство РФ до 10 июля текущего года.
Кроме того, к 21 августа должны быть подготовлены и направлены в правительство предложения по использованию факторинга (переуступка прав требования) в закупках госкомпаний. Это поручение дано «Корпорации МСП», Минэкономразвития, РСПП и ТПП РФ.
В настоящее время, как ранее неоднократно отмечал Минфин, госкомпании никак не ограничены в использовании авансирования при заключении договоров (не только с МСП — ИФ) и механизма факторинга. Для их применения в своей закупочной деятельности госкомпаниям достаточно прописать их в своих положениях о закупках.
Госкомпании, в свою очередь, мало используют эти механизмы в своей закупочной деятельности, ссылаясь, в частности, на отсутствие соответствующих положений в законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).
В результате, весной прошлого года Минфину, в рамках введения антисанкионных мер, пришлось выпустить официальное письмо, в котором ведомство рекомендовало госкомпаниям авансировать свои закупки в размере не менее 50% от цены договора. «…рекомендуется при заключении гражданско-правового договора, подлежащего исполнению в 2022 году, устанавливать аванс в размере не менее 50 процентов от начальной (максимальной) цены договора при условии обеспечения надлежащего контроля за расходованием таких средств», — говорилось в письме.
В тоже время в рамках контрактной системы (44-ФЗ) максимальный порог авансирования по госконтрактам временно, до конца 2022 года, был увеличен до 90% от цены контракта.
Схема авансирования широко используется именно в рамках госзакупок. До пандемии коронавирусной инфекции госзаказчики могли авансировать поставщиков в размере до 30% от суммы контракта. В 2020 году правительство приняло «антивирусные» нормы о возможности предоставления аванса по госконтрактам в размере до 50%. В начале 2021 года действие этой нормы было продлено до конца года.
Ранее участники рынка закупок отмечали, что механизм факторинга особенно актуален в рамках закупок госкомпаний. Это связано с длительными сроками оплаты по исполненным договорам. В настоящее время для госзаказчиков и госкомпаний, в общем случае, установлен срок оплаты по договорам и контрактам в 7 дней. Однако для тех же госкомпаний оставлена возможность устанавливать в своих положениях о закупках иные сроки оплаты по исполненным договорам. По словам участников рынка закупок, в настоящее время часто срок оплаты госкомпаниями по исполненным договорам составляет 30 или 60 дней. В некоторых случаях может достигать 120 дней.
Использование факторинга для решения этой проблемы стало возможным с 2018 года, когда вступили в силу поправки к ГК РФ, которые на законодательном уровне определили понятие факторинга, требования к договорам факторинга и сняли для денежных обязательств ограничение на их передачу от исполнителя к третьим лицам по контрактам, заключенным по итогам торгов.
Более того, в 2019 году «Корпорация МСП» подготовила и направила на рассмотрение Минэкономразвития проект правительственной директивы крупнейшим госкомпаниям об использовании механизма факторинга при закупках у субъектов МСП. В середине того же года директива была направлена крупнейшим госокмпаниям. Она предусматривала внесение в положения о закупках госкомпаний норм, позволяющих использовать механизм факторинга поставщиками из числа субъектов МСП.
В мае текущего года первый вице-премьер Андрей Белоусов отмечал, что проблема с расчетами госкомпаний по исполненным договорам сохраняется.
«Проблема есть, она связана с тем, что некоторые компании не очень добросовестно оплачивают продукцию по исполненным контрактам и поставщики нуждаются в том, чтобы переуступать права требования», — говорил он.
«Дам команду провести мониторинг по госкомпаниям, как исполняются эти директивы (об использовании факторинга — ИФ), — говорил Белоусов. — Но они тоже носили рекомендательный характер. Посмотрим дальше следующие шаги».
При этом Белоусов подчеркивал, что в настоящее время у правительства нет юридических возможностей предписывать госкомпаниям обязательное использование механизма факторинга — это можно делать только через директивы.