Надзор за исполнением законодательства о закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд на протяжении последних лет остается приоритетным направлением прокурорской деятельности. Однако в условиях противодействия недружественным действиям ряда государств данная сфера, как одна из наиболее бюджетоемких, по поручению Генпрокурора России Игоря Краснова поставлена под особый контроль.
В истекшем полугодии прокурорами выявлено 126,4 тыс. нарушений законодательства о закупках. Для их устранения внесено 10,2 тыс. представлений, опротестовано 11,8 тыс. незаконных правовых актов, в суды направлено 1,1 тыс. заявлений, объявлено 3,3 тыс. предостережений. По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 24,2 тыс. должностных лиц, к административной – 9,6 тыс. лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 529 уголовных дел.
Во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации поставлены под контроль вопросы исполнения законов при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, государственных и муниципальных программ, государственного оборонного заказа. Особое внимание уделяется таким социально значимым сферам, как здравоохранение, жилищно-коммунальный и топливно-энергетический комплексы, транспорт, градостроительство, образование и культура.
В работе учитываются требования o необходимости максимального использования потенциала прокурорской системы, имеющихся полномочий для защиты интересов граждан, государства, общества и участников экономической деятельности. В том числе прокурорами даются заключения на проекты нормативных правовых актов в указанной сфере, находящиеся на рассмотрении законодательных органов власти всех уровней.
Проверочные мероприятия проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. При этом прокуроры ориентированы на недопустимость необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций. Предметом прокурорских проверок является соблюдение требований закона исполнителями по контрактам, органами государственного (муниципального) и ведомственного контроля, а также заказчиками.
К примеру, по инициативе прокурора в Самарской области организовано уголовное преследование по части 2 статьи 169 (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности) Уголовного кодекса Российской Федерации по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения и оплаты контракта на поставку ультразвукового оборудования, введенного в эксплуатацию в 11 больницах. Ущерб подрядчику составил почти 47 млн рублей.
Одним из основных бюджетных рисков остается криминализация закупочных отношений. Распространены хищения бюджетных средств в форме мошенничества, а также должностные преступления (злоупотребление полномочиями, их превышение, халатность, служебный подлог).
В 77 регионах по результатам проведенных прокурорами проверок исполнения законодательства при реализации национальных проектов возбуждены уголовные дела о хищениях денежных средств в размере более 900 млн рублей.
Так, в Новосибирской области по материалам прокуратуры возбуждено 2 уголовных дела по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с принятием фактически не выполненных работ при строительстве детских садов-яслей в населенных пунктах Чулым и Чаны, ущерб превысил 18,5 млн рублей.
Пресекались нарушения, связанные с заключением контрактов без проведения конкурентных процедур, несоответствием требованиям закона документации о закупках, изменением существенных условий контрактов, некачественным выполнением работ, заключением сделок, не обеспеченных необходимым бюджетным финансированием, неправомерным определением начальной (максимальной) цены закупаемых товаров (работ, услуг).
Прокурорами в связи с нарушением сроков исполнения работ по национальным проектам «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Демография», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Экология» реализованы полномочия по привлечению виновных лиц к административной ответственности в виде штрафа на сумму свыше 1,4 млрд рублей.
В результате прокурорского вмешательства обеспечены завершение ремонта, строительства и введение в эксплуатацию более 60 школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов и иных социальных объектов (Республика Бурятия, Воронежская, Липецкая, Томская области), приобретение гражданам необходимых по жизненным показаниям дорогостоящих лекарственных препаратов (Амурская, Владимирская области), получение жилых помещений в целях переселения из аварийных домов (Республика Саха (Якутия), Красноярский край).
Одной из основных задач прокуроров в ходе проверок является также выявление и пресечение фактов аффилированности, конфликта интересов между заказчиком, членами комиссии и участниками размещения заказа, других злоупотреблений указанных лиц.
В прокуратуре Владимирской области утверждено обвинительное заключение по уголовному делу по факту нарушения должностными лицами заказчика и хозяйствующих субъектов законодательства о защите конкуренции, выразившегося в обеспечении победы организации в аукционе на строительство автомобильной дороги с последующим подписанием со вторым участником закупки договора субподряда. Указанное повлекло причинение ущерба бюджету на сумму более 10 млн рублей и незаконное получение юридическим лицом дохода в размере свыше 2 млрд рублей. Дело рассматривается в суде (национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»).
Работа на данном направлении носит постоянный и системный характер.
Источник: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=75960977